Двигайся!

Детская йога и физкультура. В чём отличие?

Detskaya yoga

«По росту станооовись!», «На первый/второй рассчитайся!», «Роооовняйся!», «Направо шагом марш!» — так традиционно начинались уроки физкультуры в мои школьные годы. Похоже с тех пор мало, что изменилось. Дочка рассказывает, что они так же маршируют, выполняют «приказы, как в армии» (это ее слова), и все это под оглушительный звук свистка.

В преддверии нового учебного года, возвращения детей за парты и вынужденного ограничения активности и движения, мне захотелось сравнить школьную физкультуру, которая неизбежно настигнет детей, и детскую йогу, и попытаться найти разницу в этих подходах к физическому развитию ребенка.

Если брать узко и рассматривать только школьную физкультуру, то реальность наших школ далека от задач, которые ставит перед собой физическая культура в широком смысле. Давайте обратимся к Википедии.

Физическая культура (греч. φύσις — «природа» + культура) — область социальной деятельности, направленная на сохранение и укрепление здоровья, развитие психофизических способностей человека в процессе осознанной двигательной активности. Это часть культуры, представляющая собой совокупность ценностей и знаний, создаваемых и используемых обществом в целях физического и интеллектуального развития способностей человека, совершенствования его двигательной активности и формирования здорового образа жизни, социальной адаптации путём физического воспитания, физической подготовки и физического развития.

Чем не йога? Йога в целом, и детская, в частности, видит своей задачей целостное развитие ребенка, укрепление его здоровья, развитие телесного, эмоционального и прочих видов интеллекта с помощью различных техник и методов в процессе внимательной (осознанной) двигательной активности.

А что на самом деле происходит в спортивном зале школы? Дальнейшее мое мнение основано на собственном школьном опыте, реальном опыте моего ребенка и детей моих друзей.

1. Отсутствие индивидуального подхода, учитывающего особенности физического развития конкретного ребенка

С учетом большого количества учеников в школьном классе, педагогу сложнее придерживаться индивидуального подхода. Это беда не только уроков физкультуры, но и большинства школ и в целом системы обучения. Хотя, при должном старании и интересе, индивидуальный подход все же возможен.

Детская йога в группе

Детские классы по йоге, напротив, малочисленны. 10-12 человек в классе – это максимум, который я сейчас определила для своих регулярных занятий. Хотя, стабильно посещают йогу 8-9 детей.

Плюс сама йога позволяет учитывать физические особенности отдельного ребенка. Каждая асана (санскр. आसन — поза) предусматривает различные уровни сложности, которые грамотный педагог может предложить ребенку.

При желании родителей, и с учетом особенностей ребенка, возможны, а иногда рекомендованы индивидуальные занятия.

2. Соревновательный подход

Нормативы, тесты и даже игры на школьных занятиях ориентированы на поддержание конкуренции между детьми. При наличии всего 2-3 часов физкультуры в неделю, без учета физического развития конкретного ребенка, дети должны сдавать «универсальные» нормативы, от которых будет зависеть итоговая оценка. Страхи, связанные с этим, приводят к перенапряжению, появлению отрицательных эмоций и тревожному состоянию.

Йога-каникулы на Кипре

Йога же направляет внимание ребенка на него самого и сравнивает настоящие достижения каждого ребенка с его прошлыми результатами. Все игры, используемые на занятии, основаны на взаимной выручке и поддержке друг друга, на развитии коммуникации между детьми. На занятиях по йоге создается доброжелательная обстановка, атмосфера сотрудничества, ведь только при таких условиях от них можно ожидать положительной динамики.

3. Низкий профессиональный уровень учителей физкультуры, основанный на устаревших методических материалах

Этот пункт не однозначный. Непрофессионалы есть в любой сфере. И в среде преподавателей йоги их тоже достаточно.

Но, как правило, учителями физкультуры в школе становятся/остаются представители старшего поколения в не самой лучшей физической форме. Это связано и с оплатой труда, школьной бюрократией и с профессиональным выгоранием. Построение, марширование, свистки, отдавание приказаний – это норма школьных уроков физкультуры.

На обучении детской йоге по методу Rainbow Kids, Москва

Преподаватель по йоге обязан иметь ежедневную личную практику. Без этого он превратится либо в того же «физрука», либо в детского аниматора, развлекающего детей на занятии. Личная практика, постоянное обучение, перенимание опыта коллег, семинары известных учителей, ретриты и прочее — это то, что постоянно присутствует в жизни увлеченного и грамотного йога-тичера.

4. Ограниченный инструментарий для работы с детьми в разных состояниях

Физкультура ставит перед собой задачу телесного развития детей и поддержания их здоровья, но игнорирует эмоциональную сферу ребенка, развитие концентрации и внимания, работу с дыханием.

Довольно популярна история освобождения детей от физкультуры. Наверняка каждый из вас вспомнит таких ребят в своем классе: в очках, с лишним весом, и другими «проблемами». С учетом написанного мной выше, это может показаться благом. Но давайте разберемся получше. Причины освобождения могут быть разными: как слабое физическое развитие, проблемы со здоровьем, нежелание родителей портить  итоговой оценкой аттестат своего ребенка, так и отсутствие нужного инструментария для работы с такими детьми. Но на самом деле таким ученикам физическая активность также нужна, и порой даже больше, чем остальным.

Детская йога

Йогой можно заниматься в любом теле и практически в любых состояниях. Да, конечно, как и любой вид физической нагрузки, йога имеет ограничения, о которых педагог должен знать. Но мы рассматриваем йогу не только в физическом аспекте. Дышать может каждый из нас, а работа с дыханием – ключевое на занятиях. Практика внимательности, звуки, самомассаж, мудры, прикосновения, движения – целый «набор» инструментов для практики.

Йогой занимаются дети в тяжелейших состояниях детского церебрального паралича, с расстройством аутистического спектра и синдромом Дауна, слепые, глухие и в других состояниях. Это удивительнейшее мое наблюдение и обучение этого года.

5. Небольшое количество часов физкультуры в неделю

Движение – это естественная потребность растущего человека. И на эту естественную потребность отведено 2-3  часа в неделю:) Дети пытаются добирать движение беготней на переменах, но каждый раз натыкаются на старшеклассников или учителей, запрещающих им это. А выходя с физкультуры, они забрасывают форму и кроссовки куда подальше, до следующего урока.

Йога в Карелии

Хотя, групповые занятий йогой, как правило, проводятся 2 раза в неделю, йога доступна детям всегда.

Йога возможна в малых амплитудах, в ограниченном пространстве, в любое время. Даже коврик не всегда бывает нужен. Прекрасно, если детский преподаватель йоги делает акцент на практиках, которые ребенок может «забрать» с собой с коврика. В группе нашей школы LittleOM даже есть целая рубрика – «С коврика в жизнь», где мы делимся способами практиковать йогу дома, в школе, на прогулке, везде.

И при должном упорстве самого ребенка и поддержке родителей ребенок может заниматься йогой ежедневно.

Я убеждена, что есть исключения. Есть увлеченные, грамотные, профессиональные, любящие детей преподаватели физкультуры. И есть школы, где физическому развитию и движению ребенка в целом, отводится должное внимание и время. Есть даже целые системы (например, методическая система В.И.Жохова), которая двигательную активность в классе считает залогом успешной учебы. Ученики спокойно передвигаются по классу, они не прикованы к парте. Они могут в любой момент подбежать к учителю, чтобы обсудить решение задачи. И все больше родителей интересуются отличными от «классической» школы методиками.

А моя мечта неизменна — включить йогу и медитацию в России в обычный образовательный процесс. Представляете, приходит ребенок из школы и говорит: «А у нас сегодня была медитация». Ну класс же?:)

 

Делитесь — любили физкультуру в школе? Какой у вас был учитель?

 

P.S. Если у вас появилось желание познакомить ребенка с йогой, приглашаю на свои занятия.